Музыка на занятиях по развитию речи
19.04.2022
Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования
показывают, что музыка включает в себя различные элементы, являющиеся также
компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух,
развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и
жестами.
Наиболее тесно связанный с развитием речи вид
музыкальной деятельности – это пение. Большинство детских песенок состоит из
простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и
развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они
заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из
песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами того не замечая,
дети изучают основы поэзии!
Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата
(губ, языка, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка).
Пение
помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка,
ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют
определенные слоги.
Есть и другие примеры того, как пение способствует
развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка,
знакомство с новыми понятиями. Это может происходить не только на занятиях в
детском саду, но и дома, с вашей помощью, дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки.
Кроме пения, речь ребенка можно развивать через другие
виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры.
Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию
речевых центров в головном мозге. Малышам нравятся потешные игры с пальчиками.
Проговаривая при этом веселые стишки, напевая короткие попевки
(«Сорока-ворона», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой мое личико», можно
превратить развивающие упражнения в увлекательное развлечение).
На музыкальных занятиях дети активно занимаются
логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения.
Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Это укрепляет
мышечный аппарат, развивает голос ребенка, умение владеть своим телом,
координировать свои движения, согласовывать их с музыкой, ориентироваться в
пространстве; кроме того, способствуют развитию произносительной стороны речи,
так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией.
А также во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы
артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание.
О благоприятном воздействии музыки на развитие ребенка
в одиннадцатом веке говорил еще великий ученый - энциклопедист, врач Ибн Сина
(Авиценна): «К числу необходимых для младенца полезных средств для укрепления
натуры относятся во-первых, легкие покачивания, во - вторых - музыка и пение».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.07.2023
Дата обновления: 08.07.2023
Дата публикации: 19.04.2022