Народные, хороводные игры в организации игровой деятельности детей
22.04.2022
Мы родом из
детства, а основной вид деятельности дошкольного детства – игра, игра
творческая и это школа жизни для ребёнка, его естественное состояние,
естественная потребность, это способ познания окружающего. Игра в жизни ребёнка
– это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские
игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания,
игры с мячом и другим спортивным инвентарём.
В настоящее
время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается большое
значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста,
являясь ведущим видом их деятельности. Родина впервые предстает перед ребенком
в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное
творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Русские
народные, хороводные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших
дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя
лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей,
водили хороводы, пели народные песни с прибаутками, плясками, играли в горелки,
салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер:
устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с
песнями, плясками и хороводами.
Отними игру
– и получишь личность, неподготовленную к жизни. Так как в играх у детей
воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу,
формируется коллективное самосознание, ответственность за свои дела. В игре
ребёнок сознательно ставит цели, стремится к их достижению, при этом
фантазирует, творит, у него развиваются – инициатива, организаторские
способности, изобретательность.
Игра – не
только форма организации жизни ребёнка, но и активный способ присвоения
ребёнком социального опыта.
В дошкольных
образовательных учреждениях созданы благоприятные условия для развития игровой
деятельности. Хороводная игра вызывает эмоциональный, двигательный отклик.
Характер отклика зависит от цели, образа игры, содержания. В игре ребёнок
выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом
узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств.
Это
вырабатывает у ребёнка понимание музыкально - игрового задания вызывает у
ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирует двигательные
навыки, активизацию чувств, воображения, мышления.
Русские
народные, хороводные игры для детей ценны в педагогическом отношении.
Хороводная игра представляет собой уникальный синтез народной традиции,
творческой импровизации, художественной образности, оказывают большое влияние
на воспитание характера, ума, воли, дисциплины, настойчивости в преодолении
трудностей, приучает детей быть честными и правдивыми, учит премудростям жизни,
добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует
высокую нравственность, физически укрепляют ребенка, создают определенный
настрой, интерес к народному творчеству. Игры издавна служили средством
самосознания, здесь проявлялись лучшие качества: доброта, благородство,
взаимовыручка, самопожертвование ради других.
После
тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх
детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Радость движения сочетается
в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный
потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к
культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития
патриотических чувств.
Много вариативный
характер хороводной игры содействует реализации индивидуальных проявлений
практически каждого дошкольника в условиях совместной деятельности. В свою
очередь, практика работы свидетельствует о постепенном исчезновении этого
пласта национальной культуры из жизни современного ребенка. Поэтому в настоящее
время очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные
устои, патриотические настроения. Особенно актуальной сегодня является задача
привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её для дошкольников
истоками, обычаями, традициями, обрядами, то есть задача приобщения новых
поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших
детях.
Народные,
хороводные игры являются неотъемлемой частью художественного,
интернационального, и физического воспитания детей разного возраста. Они
вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них
заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков –
их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных
обрядовых праздников.
К. Д.
Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к
отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… » именно
поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной
культуре нашего народа.
Русские
народные подвижные и хороводные игры не должны быть забыты. Они дадут
положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение –
доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
В
соответствии с этим хороводная игра в работе по воспитанию дошкольников имеет
следующие задачи:
1.
коррекционные:
• развитие слухового, зрительного,
тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы,
артикуляционного аппарата;
• координации движений и
нормализация их темпа и ритма;
формирование выразительных средств:
интонации, мимики, жестов, движения.
2.
оздоровительные:
• укрепление сердечно - сосудистой,
двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
• развитие моторики: общей, мелкой,
артикуляционной;
• развитие «мышечного чувства»
(способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
• развитие быстроты двигательной
реакции.
3.
образовательные:
• обучение речевым, певческим, двигательным
навыкам;
• развитие творческих,
коммуникативных способностей;
• формирование умственных умений и
действий.
4.
воспитательные:
• воспитание общей музыкальной, речевой,
двигательной культуры;
• эстетическое отношение к
окружающему;
• развитие чувств, эмоций высшего
порядка.
5.
развивающие:
• познавательную активность;
• устойчивый интерес к действию;
• саморегуляцию и самоконтроль;
• внимание, память, мышление;
• ориентировку в пространстве.
Хороводные
игры.
Младший
дошкольный возраст.
Задачи по
областям:
1) физическое
развитие: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию
слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный
опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в
движениях и перемещениях;
2) социально-коммуникативное
развитие: содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в
определённой последовательности; формировать умение соблюдать отдельные
элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками;
формировать умение эмоционально положительно реагировать на просьбы и
требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; формировать
умение поддерживать речевое общение.
Игра
«Большие и маленькие ножки»
Возьмитесь
за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и
часто перебирая ногами.
Большие ноги
-
Шли по
дороге:
Топ-топ,
топ-топ.
Маленькие
ножки -
Бежали по
дорожке:
Топ – топ,
топ - топ,
Топ - топ,
топ – топ.
Игра «Мы по
лесу идем»
Возьмитесь
за руки и ходите по кругу:
Мы по лесу
идем,
Зверей
найдем.
Зайца громко
позовем:
«Ау-ау-ау! »
Никто не
откликается,
Лишь эхо
отзывается,
Тихо:
«Ау-ау-ау! »
Вместо
зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя
позовем», «Мы лису позовем».
Игра «По
ровненькой дорожке»
Вместе с
ребенком поводите хоровод со словами:
По
ровненькой дорожке,
По
ровненькой дорожке,
Шагают наши
ножки,
Шагают наши
ножки.
По пням, по
кочкам, по камушкам,
По камушкам,
в яму – бух!
На последней
строчке присядьте.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.07.2023
Дата обновления: 08.07.2023
Дата публикации: 22.04.2022