Роль воспитателя на музыкальных занятиях
20.01.2023
Одной из
актуальных проблем современной педагогики является проблема развития творческих
качеств ребенка, а именно творческих музыкальных способностей. Их формирование возможно лишь в
тесном сотрудничестве педагогов образовательного учреждения. Помочь детям
почувствовать силу и красоту воздействия музыки – задача не решаемая, лишь
только в условиях музыкального занятия. Необходимы не только развивающие
занятия, но и соответствующие условия в повседневной жизни ребенка в детском
саду. Организация, которых под силу только воспитателю группы, при
необходимости с помощью музыкального руководителя. В основном, работа
воспитателя в музыкальном развитии детей направлена на закрепление навыков и
умений, полученных на занятиях. Это может быть использование как новых, так и
прослушанных музыкальных произведений при чтении художественной литературы, при
беседах о временах года, при проведении занятий по развитию речи.
Особенно
ценно, когда музыка, используется на занятиях связанных с искусством, а именно
занятия по изо деятельности и художественному слову, сюжетно – ролевые игры
таких как «Концерт», «Музыкальная школа», постановки сказок, игры драматургии.
Таким
образом, интерес к музыкальной деятельности постоянно поддерживается. Самое
важное в том, чтобы дети видели заинтересованность самого воспитателя. В том
или ином виде музыкальной деятельности.
Следует
начать с подготовки к музыкальному занятию. Необходимо чтобы воспитатель
сформировал эмоционально – положительную установку к занятию музыкой перед его
началом.
Воспитатели
должны знать музыкальный репертуар, который будет использоваться на музыкальном
занятии, предварительно побеседовав с музыкальным руководителем. Воспитатель
должен обладать следующими умениями, согласно педагогическим требованиям:
-
эмоционален при исполнении песен, с четкой артикуляцией, правильным певческим
дыханием;
- при
музыкальных ритмических движениях, танцах, играх воспитатель также должен быть
эмоционален, следить за качеством движения и проявлением творчества в передаче
образа;
- проявлять
активную помощь при перестроениях играх, драматизациях, музицировании детей.
Так
воспитатель не только поддерживает интерес к музыкальной деятельности, но и
активизирует творческие проявления детей, а их ребенок может проявлять в
основном в самостоятельной деятельности. Поэтому очень важно предоставить детям
необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли восполнить свои замыслы.
Ребенку могут понадобиться музыкальные инструменты, игрушки – самоделки, а
главное слушатель – воспитатель. Иначе желание ребенка, творческий всплеск
может угаснуть.
Воспитателю
важно помнить, что если он сам полюбит музыку она станет его главным помощником
в работе, невидимым психологом, формирующим эстетические, нравственные,
творческие качества личности ребенка.
А теперь я
озвучу задачи, которые может помочь решить воспитатель по музыкальному развитию
детей, а также формы их решения:
1.
Исправление, закрепление навыков и умений получаемых на занятиях. (Это
закрепление текста песен, движений танца, хороводных, речевых игр.)
2.
Расширение музыкальных представлений, кругозора детей.
Это как
прослушивание аудио записей, использованных на муз. занятиях, так и по выбору
самого воспитателя. В помощь я предлагаю материалы программы «муз шедевры» с
циклом бесед о характере музыки и аудио записями. Ее темы: «Муз жанры» (марш,
песня, танец); «Настроение в музыке», «Природа и музыка», » Животные в музыке»
и «Сказка в музыке». Очень интересны детям беседы на тему «Звуки окружающего
мира».
Воспитатели
могут использовать игры со звуком, прослушивание звуков деревянных,
металлических, стеклянных, шуршащих, поэкспериментировать с этими звуками.
Поиграть в дидактические игры по типу игры: «Шумовые и муз. звуки».
Шум машины
во дворе,
Лай собаки в
конуре, топот, стук и плеск воды,
Звуки шумовые
слышишь ты.
Но ведь есть
еще другие:
Угадайте
какие?
Музыкальные
звуки – пение, звучание муз. инструментов.
Поиграем в игру «Узнай звук по
слуху»
Интересный
материал по этой теме дает пособие «Звуки окружающего мира» под ред.
Тютюнниковой, который я предлагаю использовать воспитателям.
Следующая
задача это…
3. Развитие
муз. способностей детей. В работе над этой задачей особое место занимают
дидактические игры:
Игры на развитие звуковысотного
слуха. Они необходимы в работе с детьми уже с младшей группы. Такие как «три
поросенка», «Мама и детки», «кошка и котята».
На окне
сидела кошка
И мяукала
немножко
А котенок
услыхал
Затем дети
слушают и пропевают звукоподражания либо показывают соответствующую картинку.
Вариантов таких игр очень много. В старшем возрасте дети уже самостоятельно
могут озвучить высокие и низкие звуки на металлофоне. Это такие задания как:
«покажи, как звенит колокольчик, висящий на самой высокой ветке елочки, а
теперь на нижней»
Кроме
дидактических игр задачу по развитию звуковысотного слуха помогают решить
речевые игры, такие как «Звуки весеннего леса», «Жители нашего двора»
(звукоподражания голосов животных и птиц) и другие.
Дидактические
игры на развитие тембрового слуха. Это такие как «Угадай на чем играю», «Муз.
домик», «Эхо».
Мишка с
зайкой прибегали
Нам загадку
загадали
Кто играет
здесь узнай
Нам скорее
отвечай.
Это может
быть звучание муз. инструментов, муз. и шумовые звуки, которые дети узнают по
слуху.
Игры на
развитие чувства ритма:
Это такие
игры как «Определи по ритму», » Эхо», «Долгие и короткие звуки» здесь вы можете
предложить детям прохлопать или простучать ритм вами заданный, либо по схеме.
Ритм. игры с
воспитателями.
Целый день
тук да тук
Раздается
звонкий стук.
Молоточки
стучат
Строим домик
для зайчат. (а стучат они вот так - «ритм»)
Игры на
развитие диатонического слуха:
Это
следующие игры «Громко-тихо запоем», «Тихие и громкие звоночки», «От пальчика
до ладошки», «Гномики и великаны», «Дирижер» и др.
Игра «К нам
гости пришли».
Дети, выбрав
вед. «Гостя», приглашают его песенкой. Ведущий то удаляется от детей, то
приближается, а дети соответственно поют то тише, то громче. Очень важно не
допускать крика и напряжения голоса детей.
Игра с
воспитателями:
Следующие
игры на развитие восприятия и усвоения содержания, характера, настроения
произведений: «Угадай кто идет», «Песня, танец, марш. », »Узнай произведение»,
«Выбери схему произведения», «Выбери линию рисующую характер пьесы» и. т. д.
Игра «Линии»
И наконец
это игры на развитие творчества в пении и танце: игра «Пропой свое имя»,
«Придумай мелодию стихотворению» (это могут быть знакомые детям стихи «Наша
Таня громко плачет», «Я люблю свою лошадку» и др., «Спой колыбельную кукле».
Для
активизации танцевально-игрового творчества необходимо включать
инсценирование песен, стихов, хороводов, придумывание танцевальных движений. Это могут
быть танцевальные импровизации по типу такой, как «Паучки и бабочки», «Танец цветов»,
«Танец с платком» и др.
Танцевальная
импровизация с воспитателями.
Эти и другие игры очень порадуют ваших детей, разнообразят игровую деятельность, а главное дадут позитивные результаты в развитии муз. и творческих способностей детей. Желаю успеха!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.07.2023
Дата обновления: 08.07.2023
Дата публикации: 20.01.2023