Игры с песком

15.01.2024

«Наилучшая для малыша та, игрушка

Которую он может заставить по-разному изменяться,

Для маленьких детей наилучшая игрушка-это куча песка».

 (К.Ф. Ушинский)

 

В русле последних концепций и стандартов дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залог их благополучного развития. А успех общения зависит от уровня развития коммуникативных навыков.

Жизнь не стоит на месте. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. И все эти качества закладываются уже в раннем детстве.

Каждый день ребята делают для себя очень важные открытия, и чтобы не погасить искорки любознательности, а развивать их и помогать находить ответы, надо знать особенности ребенка, найти к нему подход и, конечно же, создать условия для поддержания его желания узнавать мир.

Работая с детьми, я использую различные инновационные технологии. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия.

Актуальность ее заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, т.е. ведущую детскую деятельность. Игры с песком я использую в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать социально-коммуникативное развитие ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снижать эмоциональное напряжение, повышать познавательную активность. Использование песочной игротерапии гармонично дополняет традиционные формы работы с детьми. Игры в песке - естественная деятельность ребёнка. Зона песка привлекает внимание детей яркостью, необычностью, оригинальностью.

Работа с детьми проводится в совместной деятельности взрослого и детей, индивидуально, подгруппами (3-4 ребенка). Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.

Для реализации методики песочной терапии мне потребовалось создать предметно-пространственную развивающую среду:

В группе я создала центр песка, а в нем:

- песочница – деревянный водонепроницаемый ящик;

- для индивидуальной работы мини-песочницы. (для младшей группы глубокие тазики, для старших групп прямоугольные пластиковые ящики);

- чистый, просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполнена меньшая часть ящика. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта»;

- цветной песок;

- большая коллекция миниатюрных предметов и игрушек.

В начале, работая с детьми младшего дошкольного возраста, я старалась в первую очередь пробудить интерес к занятиям с песком, знакомила со свойствами песка в процессе упражнения «Здравствуй, песок!», вместе проводили элементарные манипуляции: погружали ручки в песок, пересыпали его из ладошки в ладошку, зажимали в кулачках, делали самомассаж песком (перетирали его между пальцами, глубоко зарывали руки в песок). Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка, т.к. малышей недавно оторвали от мамы, им тяжело, а играя с песком, они увлекаются, стабилизируется эмоциональное состояние.

Проводили игру-упражнение «Песочные прятки» прятали в песке игрушки разной формы, цвета, размера. Потом закапывали несколько предметов и на ощупь узнавали: что это? по принципу «Чудесный мешочек». Играли в игры «Норки для мышки», «Откопай разгадку», «Я пеку, пеку, пеку», «Заборчики».

Мы проводили игру «Мокрый, сухой песок». Дети увидели, что сухой песок сыплется, что вода впитывается в песок, обладает свойствами пропускать воду, что мокрый песок похож на тесто, из него можно лепить пирожки, куличики, строить дома.

Занимаясь с песком, учила детей рассказывать о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло или прохладу песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Дети, сначала робко, а затем смелее, пробовали сами рассказывать о том, что они чувствуют от взаимодействия с песком. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Дети оставляли отпечатки на мокром песке своих рук, а затем дорисовывали их или дополняли камешками, чтобы получились рыбки, птички, различные геометрические формы. Дети рассказывали о том, что они рисуют, какая у них получилась рыбка или птичка, где они живут, с кем дружат. Малыши не боялись рисовать на песке, ведь если появлялись ошибки, они легко исправлялись. Одновременно с этим я работала над словарным запасом и связной речью детей.

Чем старше становились дети, тем разнообразнее становились игры с песком, появились сюжетные игры. В это время у нас в группе появился сказочный персонаж – Песочный человек. Он знакомил детей с Песочной страной:

 - вначале демонстрация песочницы: знакомя детей с песочницей, Песочный человек обращал внимание, что песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Дно символизирует воду. Можно создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный, из которого можно создать любой ландшафт - горный, холмистый и равнинный, речное русло. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии.

- потом демонстрация коллекции фигурок. Вместе с детьми Песочный человек рассматривал наборы разнообразных предметов и игрушек: здесь есть и деревья, и дома, и люди, и транспорт и много других интересных вещей, которые можно использовать во время игры с песком. Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в «коллекции». Эту коллекцию мы собирали с детьми и родителями постепенно. Если для занятий не хватало каких-либо фигурок, их мы лепили из пластилина, вырезали из бумаги, делали из бросового материала.

- затем знакомство с правилами игр на песке. Игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Нужно научить детей бережному отношению к песку, правилам безопасности при обращении с песком. Соблюдение правил игры отслеживаются при помощи Песочного Человека, а при нарушении правил мягко, безапелляционно игра сворачивается.

Далее придумали ритуал вхождения в Песочную страну: Хочу такой сайт

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди,

Песочный Человек, приди!

Ритуал выхода из Песочной страны: завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, складывают игрушки, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности:

В ладоши наши посмотри - мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок, ты всем нам подрасти помог!

Инструкций к играм, основное содержание игры - это осуществляет Песочный Человечек. Весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, и подбадривает каждого из ребят.

В процессе работы с детьми старшего возраста знакомила с познавательными играми на песке более сложного содержания:

Игры на ознакомление с окружающим миром.

На песке мы создавали разныемиры: путешествовали по реке времени, по разным странам, знакомились с природными явлениями, вулканами, выстраивали большие замки, деревни, горы, строили дороги, трассы по которым проезжали любимые детские машины. При этом дети не только воображают, представляют, фантазируют, но и реально создают и проживают игровые моменты. Например, выкладывая в песочнице красивые ракушки, кораллы, фигурки морских обитателей, совместно с детьми мы отправлялись в "Подводную Одиссею".

Очень удобно в игровой форме в Песочной стране использовать обучающие игры по закреплению цвета, формы, счета, составлению задач.

Географические игры.

Играя, мы с детьми моделировали в песочнице различные климатические зоны. Мы создавали «живые» картинки на песке. Для этого использовали цветной окрашенный песок – синее небо, зеленая трава, блики солнца на песке, коричневые горы. Расставляли фигурки экзотических деревьев и кустов, обвивали их «лианами»-веревочками, размещали на деревьях фигурки обезьян, птиц, развешивали искусственные фрукты и воспроизводили «тропический ливень».

Совершили мы путешествие на Северный полюс, используя соль, пенопласт, вату. На поверхности песка эти предметы символизировали «вечные снега» и «горные вершины», покрытые снегом.

Фантастические игры

Фантастическая игра «Мой мир». В этой игре песок служит не столько материалом, сколько фоном для оформления детских фантазий. Детям предлагается нарисовать, создать свой город на песке, используя множество подручных средств (цветные пуговицы, маленькие игрушки, бусины, искусственные цветы, ракушки и т. д.). У каждого получается свой неповторимый мир. Дети с увлечением рассказывают о том, как устроены песчаные города, какие там цветут растения, какие люди или звери живут в этом мире.

Побывать на Марсе, Луне и других планетах нам помогли камни, детали конструкторов (ЛЕГО, фигурки трансформеров и космонавтов). Это уникальная для нас возможность использовать современную детскую субкультуру (кукол-трансформеров, игрушечных роботов и пр.) в «мирных», познавательных целях. Разыгрывая «звездные войны» на песке, ребенок реализует желание быть супергероем, освобождается от внутреннего напряжения и получает от воспитателя много интересной информации о космических кораблях, исследованиях, планетах и звездах. Конечно, к такой игре взрослому необходимо подготовиться заранее.

Игры-экскурсии по городу.

В своей работе большое значение уделяла играм – экскурсиям по родному городу. Знакомила с городом и его историей. Создавали макеты расположения микрорайонов, реки Лены. Отражали впечатления от экскурсий. Во время своей работы старалась привить детям патриотические чувства, любовь к родному городу и его жителям.

Большую помощь в работе мне оказали родители. Они активно принимали участие в педагогическом процессе. Совместно с родителями оборудовали уголок «песочная игротерапия»: собран тематический материал, детские инструменты и оборудование для работы с песком. Дала рекомендации для создания «песочных игр» в домашних условиях, провела мастер-класс на тему «игры с песком».

Летом работа с песком переносится в песочницу на участок детского сада. В саду традиционно проходит тематическая неделя «Мастера песочных дел», где мои ребята проводили мастер-класс для своих сверстников по окрашиванию песка, с малышами опыты с песком, знакомили их с Песочным человеком. Итоговым мероприятием проходит конкурс «Мастера песочных дел». Мои дети не раз получали призовые места.

Работая над этой темой, я увидела значимость песочной игротерапии позволяющий стимулировать социально-коммуникабельного развития ребенка. Дети стали более спокойные, уравновешенные. У них появился глубокий интерес к игровой деятельности, научились планировать свои действия, произошло развитие познавательных навыков, возросла речевая активность.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.04.2024

Дата обновления: 03.04.2024

Дата публикации: 15.01.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».