12.09.2022
НОРМАТИВВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Основные международные документы по защите прав детей
1. «Декларация
прав ребенка» - принята ООН в 1959 году.
2. «Конвенция
о правах ребенка» - принята ООН в 1989 году.
3. «Всемирная
декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» - принята ООН
в 1990 году.
«Декларация прав
ребенка» является первым международным документом, в котором родители, а также
добровольные организации, местные власти и национальные правительства
призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных мер.
В десяти принципах
Декларации отражены права детей:
- на имя;
- гражданство;
- любовь;
- понимание;
- материальное обеспечение;
- социальную защиту;
- возможность
получать образование;
- развиваться
физически;
- нравственно;
- духовно в условиях
свободы и достоинства.
Особое внимание
уделяется защите ребенка. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть
защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Декларация
явилась смысловой основой для важнейшего международного документа - «Конвенции
о правах ребенка».
В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как
объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все
права человека:
- воспитание и
уважение к правам человека и основным свободам;
- воспитание и
уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, к национальным
ценностям страны, в которой ребенок проживает;
- подготовка ребенка
к сознательной жизни в свободном обществе, в духе понимания, мира, терпимости,
равноправия, дружбы между народами.
Ст. 42 Конвенции
гласит, что все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные,
обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях
Конвенции. Для отслеживания соблюдения прав детей был создан Международный
комитет по правам ребенка. Раз в 5 лет он рассматривает доклады государств о
принятых мерах по осуществлению положения Конвенции. Дошкольное образовательное
учреждение в силу своей близости к семье может стать важным элементом в системе
такого контроля, но в полной мере повлиять на соблюдение всех прав, которые
касаются детей, в силу специфики дошкольного учреждения не в состоянии. Для этого
необходимо выделить те права, соблюдение и защита которых могут обеспечить
педагоги образовательных дошкольных учреждений:
- право на охрану
здоровья;
- право на
образование;
- право участвовать в
играх;
- право на сохранение
своей индивидуальности;
- право на защиту от
всех форм физического или психического насилия, оскорбления, отсутствие заботы
или небрежного и грубого обращения.
«Конвенция о правах
ребенка» выступает в качестве основы для разработки государственных правовых
документов, обязательных к исполнению.
Нормативно-правовые
документы федерального и регионального уровня
- Конституция
РФ. Согласно Конституции материнство, детство и семья находятся под защитой
государства.
- Закон «Об
основных гарантиях и правах ребенка в РФ».
- Закон «Об
образовании в РФ».
В этих документах
конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей,
введен абсолютный запрет об ущемлении прав ребенка в семье и образовательных
учреждениях. Типовым положением дошкольного учреждения гарантируется право
ребенка на защиту, охрану здоровья, образования и развития. Отдельные права
детей и обязанности родителей закреплены не только в Конституции, но в
Гражданском и Семейном кодексах. Кроме того, в России принят Федеральный закон
«Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Семейный кодекс вступил в силу 1 апреля 1996 года. Он
регулирует правовые вопросы в семейных отношениях. Раздел 4-й целиком посвящен
правам и обязанностям родителей.
Ст. 54 гарантирует ребенку право жить и воспитываться в
семье, знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними
проживание, на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие,
уважение его человеческого достоинства.
Ст. 55 - право ребенка на общение с родителями и другими
родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой,
бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Ст. 56 гарантирует защиту прав и законных интересов
ребенка родителями или законными представителями, органами опеки и
попечительства.
Ст. 63 - оговариваются права и обязанности родителей по
воспитанию и образованию детей (ответственность родителей за воспитание,
здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка).
Защита прав и интересов детей, которая должна осуществляться в соответствии с
законами и интересами детей, возлагается на родителей. Для реализации прав и
законных интересов, предусмотренных Конституцией РФ, принят Федеральный закон
«Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», который выделяет особую категорию детей:
- дети-инвалиды;
- дети — жертвы
межнациональных конфликтов;
- дети с отклонением
в поведении;
- дети с
ограниченными возможностями.
Пункт 1 ст. 9
устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье, в
образовательных и других учреждениях.